H: -2°
L: -5°
Тросна
Суббота, 07 Декабрь
Прогноз на неделю
Вс Пн Вт Ср Чт Пт
           
-4° -7° -9° -10° -3° -3°
-8° -12° -15° -11° -6° -9°

2021-01-12 10:23:43

Сохраняя чистоту родного края

25 декабря 2020 года в Москве прошел очный этап XIII Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка, инициированного Ассоциацией учителей родного языка совместно с Научно-исследовательским центром национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Всероссийский мастер-класс проводится с 2007 года и является федеральной площадкой, объединяющей учителей общеобразовательных организаций, деятельность которых направлена на сохранение языков и культур народов России, формирование общероссийской гражданской идентичности.

В 2020 году во Всероссийском мастер-классе приняли участие 320 педагогов из 59 регионов Российской Федерации. На первом этапе конкурса нужно было представить на суд жюри записанный на видео урок на родном языке, написать эссе на тему "Мои педагогические находки", а также поделиться научно-методическими разработками. По итогам заочного этапа в финал вышли 29 учителей из 27 регионов России.

Мероприятие проходило в формате сообщений учителей о своих методических находках в преподавании родного языка, о методике преподавания языков народов России в статусе родных языков с опорой на знания, полученные при изучении русского языка и методике преподавания русского языка в статусе родного. В рамках ВМК-2020 была заявлена международная научно-практическая конференция «Территория дискуссий: этнокультурная направленность в школьном образовании», на которой конкурсанты выступали с сообщениями о проблемах, возникающих в связи с языковой ситуацией в регионах. Затем финалистам предстояло принять участие в поликультурной дискуссии и разборе языковых ситуаций. По правилам Всероссийского мастер-класса все педагоги, в том числе и те, кто принимал участие в финальных испытаниях в формате zoom, выступали в национальных костюмах. Особое восхищение и уважение вызывали костюмы представителей малых народов России. Кому-то наряд достался от предков, кто-то сшил его сам. Я с удивлением узнала, что для участницы Хабаровского края, учительницы нанайского языка Марины Элькун такой костюм - это вполне привычная одежда, она её шьёт и вышивает сама. Причём вся её семья: и муж, и сын (тоже учитель нанайского языка) - носит национальные костюмы. Сохраняя язык предков, Марина виртуозно владеет русским языком, говорит по-русски чисто и певуче. Вдобавок ко всему она ещё и прекрасно поёт.

Конкурсные испытания длились почти девять часов, с небольшим перерывом на чаепитие, поэтому каждый участник старался максимально проявить свои таланты: спеть, станцевать, прочитать стихотворения собственного сочинения, чем-то угостить. У участницы из Алтайского края Айсуры Теркишевой, которая из-за неблагоприятных погодных условий добиралась до Москвы двое суток, после трудной дороги хватило сил на то, чтобы ярко выступить на конференции, аккомпанируя себе на топшуре (щипковом музыкальном инструменте с двумя волосяными струнами). Я смотрела на эту красивую черноволосую молодую женщину, только хрупкую на вид, и понимала, что вот у такой хватит сил на всё: и на пошив национального костюма, и на игру на музыкальных инструментах, и на обучение маленьких детишек, и на изготовление сыра по старинным алтайским рецептам (Айсура привезла в качестве гостинца для всех участников конференции огромную сырную тарелку с несколькими сортами домашнего сыра её собственного приготовления). Многое запомнилось, и многие останутся в моей цепкой памяти надолго, если не навсегда. Утончённые осетинки в белоснежных, с золотой вышивкой, национальных костюмах, аварка Заграт, очень скромная и очень красивая, похожая на Шамаханскую царицу из сказки Пушкина, в шальварах и старинном чеченском покрывале на голове, украшенном золотыми монетками. Заграт совсем молодая, но у неё уже три маленьких ребёнка, а она тоже всё успевает: и уделять время семье, и преподавать аварский язык, и строить обучение, основываясь на принципе диалога культур. У Заграт аккуратные руки, но особое внимание привлекает её нежное лицо с огромными чёрными глазами и длинными, загнутыми кверху ресницами. Ещё запомнилась Сайхо Ооржак, учитель тувинского языка, дочь оленевода, как она сама себя любит называть. В тувинском языке есть звуки, которым нет аналогов в русском языке, и они возникли не случайно. Маленькие тувинцы слушают, как шумит аркан, как течёт быстрая речка, с каким шумом рыба плескается в воде, и учатся их произносить. Татьяна Плаксина из Саранска поделилась удивительными секретами преподавания мокшанского языка, а Надежда Тукаева, воспитатель детского сада из Удмуртии, рассказала, что её даже самые маленькие воспитанники ходят в детский сад в национальных костюмах, все праздники в дошкольных учреждениях родители также посещают в национальной одежде. Оксана Ильина из Чувашской республики исполнила оду одежде предков, которую сочинили её коллеги, когда узнали, что она вышла в финал Всероссийского мастер-класса.

Честно скажу, мне проще было разбираться с тонкостями преподавания родного языка, улавливая непостижимую грань между русским языком как государственным и русским языком как родным, нежели практически с нуля осваивать премудрости нашего орловского костюма. Наивно полагать, что можно справиться со всеми трудностями конкурса такого уровня одному. Это испытание не для одиночек. В методическом плане очень серьёзную и весомую помощь оказала Маргарита Цыганкова, заведующая кабинетом русского языка и литературы Института развития образования (моё участие во Всероссийском мастер-классе было целиком и полностью инициативой Маргариты Евгеньевны, без её веры в меня, без методической помощи такого уровня я никогда не отважилась бы принять участие в этом мероприятии), а исполняющая обязанности директора ИРО Оксана Поповичева помогла решить вопрос с костюмом. Накануне конкурса я провела незабываемый день с ансамблем песни и пляски «Славица». Руководитель «Славицы» Наталья Кирдеева провела для меня настоящий мастер-класс по орловскому костюму, поразила её заинтересованность в предстоящем событии. Наталья Александровна не только подобрала подходящий костюм и танцевальную обувь, но и проконсультировала по поводу макияжа и аксессуаров. Украшения для костюма изготовила для меня моя дочь Соня, а я могла спокойна репетировать своё выступление. Я чувствовала искреннюю поддержку начальника отдела образования Инны Ерохиной, директора Троснянской школы Александра Кисель, а также учителя русского языка и литературы Знаменской школы Знаменского района Галины Мироновой. Я безмерно благодарна Людмиле Мосиной, руководителю школьного методического объединения учителей русского языка и литературы Троснянской школы, за наше каждодневное общение и сотрудничество, за ту мудрость, которой обладает Людмила Михайловна, за её такт, доброжелательность, сердечность и, конечно же, профессиональные качества.

Повторюсь, запомнилось многое, в том числе необыкновенно слаженная работа членов жюри. Все они когда-то пробовали свои силы во Всероссийском мастер-классе, влюбились в его особую атмосферу и приезжают каждый год в Москву на это уникальное по своей методической глубине и человеческим проявлениям мероприятие. Особых слов заслуживает председатель жюри Алевтина Дейкина, профессор МПГУ, необыкновенно грамотная, мудрая, порядочная. Алевтина Дмитриевна очень внимательно выслушала каждого участника, а потом выступила с детальным разбором выступлений. Обычно на профессиональных конкурсах не делают анализа, и я понимаю, почему: анализ рискует стать обсуждением или даже осуждением, это субъективно, следовательно, непрофессионально и неэтично. А вот Алевтина Дмитриевна показала настоящий мастер-класс по методическому анализу, очень детальный и дельный. И, конечно, в условиях пандемии это мероприятие состоялось только благодаря председателю Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка Ольге Артёменко. Именно Ольга Ивановна четырнадцать лет назад собрала дружную команду федерального масштаба и придумала Всероссийский мастер-класс учителей родного языка. Общаясь с Ольгой Артёменко, такой грамотной, простой и очень прямолинейной, я поняла, а, пожалуй, даже больше почувствовала, почему её называют государственным человеком. Думаю, не только за силу и непреклонность характера, не только за способность мыслить и действовать глобально. Ольга Ивановна прошла непростой путь от учителя биологии и химии до видного государственного деятеля, очень глубоко и вместе с тем очень понятно мыслящего и много делающего.

ВМК-2020 оставил после себя редкую теплоту на сердце. Не знаю, что для меня ценнее: методические находки или уроки человечности, доброты и дружбы, которые я вынесла оттуда.

Татьяна Кисель, победитель Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка в номинации «Учитель-методист»




Версия для слабовидящих