2021-06-30 16:21:46

Природоохранная межрайонная прокуратура информирует

Ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу России.

В настоящее время Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.03.2020 № 162.

Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодатель предусмотрел как административную, уголовную, так и гражданско-правовую ответственность за нарушения при использовании и обороте особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.

Так, за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу России и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, предусмотрена уголовная ответственность статьей 258.1 Уголовного кодекса РФ.

За совершение таких деяний предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 9 лет со штрафом до 3 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до пяти лет.

Статьей 8.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу России либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния предусмотрена

ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 2,5 до 5 тыс. рублей, на должностных лиц - от 15 до 20 тыс. рублей, на юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

Независимо от привлечения к административной и уголовной ответственности с виновного лица будет взыскан ущерб окружающей среде, причиненный в результате незаконных действий в отношении краснокнижных животных или растений.

Актуализированные критерии отнесения водных объектов к объектам, подлежащим государственному надзору.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1521 утверждены критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

Основными критериями таких объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, является использование, в том числе:

1. поверхностных водных объектов, расположенных на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации;

2. особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

3. водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности,

4. водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;

5. водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год и др.

Основным критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному надзору, является  использование поверхностных водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору.


Федеральный закон "О пчеловодстве в Российской Федерации"

С 29 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации» (далее - Закон о пчеловодстве).

Данным законом вводится новое правовое регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением видов деятельности в сфере пчеловодства, а также с сохранением пчел. На отношения, связанные с получением продуктов жизнедеятельности диких пчел (меда, воска и др.), Закон о пчеловодстве не распространяется.

Пчеловодством признается совокупность видов экономической деятельности, относящихся к разведению, содержанию и использованию пчел, в том числе для опыления сельскохозяйственных культур, производству и переработке продукции пчеловодства, включая оказание услуг.

Для пчеловодства допускается использование земель

сельскохозяйственного назначения и других земель, если осуществление пчеловодства допускается их режимом, а также использование земельных участков, предоставленных или приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства.

Данный закон устанавливает, что каждая пасека подлежит учету, на нее должен быть оформлен ветеринарно-санитарный паспорт.

Требования к размещению пасек устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.

Продукция пчеловодства, пчелы и объекты пчеловодческой инфраструктуры являются объектами гражданских прав и могут быть предметом сделок.

Также в Законе о пчеловодстве уделено вопросам предотвращения отравления пчел пестицидами и агрохимикатами, а также сохранения племенной продукции.


Заместитель Орловского природоохранного межрайонного прокурора

младший советник юстиции                                                                      А.А. Пивченко




Версия для слабовидящих