2021-02-10 12:25:34
В музыке только гармония есть
Сегодня классическая музыка должна обязательно фигурировать в теории современного образования в качестве виртуального ориентира. Познание жизни через музыкальную картину мира, через её образы-ценности содержит в себе большой воспитательный потенциал.
Основной приметой нашей современной жизни является стремительный темп развития, засилье в средствах массовой информации рекламы, игровых и развлекательных программ. Отсюда возникает потребительская позиция и пассивность молодого поколения.
Большое количество потенциальных потребителей музыки не особенно озабочены повышением своей музыкальной культуры и удовлетворяют свои музыкальные потребности музыкой невысокого художественного качества. Поэтому музыкальная школа должна реагировать на происходящие изменения, внося определённые коррективы в учебный процесс.
В самом характере педагогического творчества учителя, в частности педагога-музыканта, есть своя особенность. Она заключается в потребности отдавать другим то, что узнал сам. Преподаватель музыкальной школы – это "человек отдачи", в котором живет неистребимое желание просветительства, при этом педагог ощущает потребность к «лицедейству».
В.Г Ражников утверждает, что «практически любой ребёнок – прирождённый художник, музыкант и поэт. Он, чем моложе, тем более способен творить ярко и талантливо. Но делать он это может только в диалоге с хорошо подготовленным и оснащённым адекватными пособиями наставником. Вне диалога с умелым педагогом и умно любящим родителем ребёнок теряет творческий импульс и производит кучу разноцветного хлама, пустые слова и глупые поступки.»
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование и развитие у детей эстетических потребностей и вкусов; учащиеся приобщаются к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; воспитывается уважение к историческому и культурному наследию. Формируется музыкальное мышление учащихся, навыки восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретаются знания о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средств музыки.
Содержание учебного предмета включает также изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Учебный предмет «Музыкальная литература» обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у учащегося формируется комплекс историко-музыкальных знаний.
Музыкальная литература – это один из увлекательных и познавательных предметов среди музыкально-теоретических дисциплин в Троснянской детской школе искусств.
Творческий подход к методике преподавания музыкальной литературы – характерная особенность работы преподавателей Троснянской детской школы искусств. Они не допускают в своей работе никакого формализма и равнодушия, всегда требовательны к себе. Уроки никогда не бывают скучными, изучаемые произведения всегда вызывают у учащихся живой активный отклик. «Ключиком» к успеху является стимулирование детей к самостоятельному творчеству. Учащиеся с интересом выполняют творческие задания, предложенные преподавателем, и с ещё большим интересом сами придумывают игры, кроссворды, тесты, пишут сочинения, делают рефераты и доклады. Преподаватели нашей школы демонстрируют высокий профессионализм владения игрой на фортепиано, иллюстрируя на уроках фрагменты музыки, а также привлекая к показу и самих учащихся.
Вечно изобретать, совершенствоваться – вот единственный курс учительской творческой жизни. Этот курс реализует в создании проводимых им уроков, когда этот урок возникает в воображении, насыщаясь конкретным содержанием, исходя из задач, актуальных именно сегодня.
Одно из главных специальных умений, которым ученики должны овладеть при изучении музыкальной литературы, является не только умение слушать музыку, но и умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо сказать о музыке – значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять полученные знания, связывая их со слуховыми впечатлениями.
Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения и объяснить его «устройство» - и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве.
Все описанные выше умения с успехом демонстрируют учащиеся Троснянской детской школы искусств на предметных олимпиадах по музыкальной литературе. Вот и сейчас преподаватели Людмила Машура и Татьяна Ольта занимаются подготовкой учащихся к VI областной предметной олимпиаде по музыкальной литературе «Музыка второго тысячелетия», которая пройдёт в марте 2021 года. Пожелаем творческого успеха нашим ученицам Кристине Кирюниковой, Злате Бошкаревой, Даше Буравлёвой и Алёне Карповой.
Татьяна Ольта, преподаватель теоретических дисциплин и
фортепиано Троснянской детской школы искусств