H: -2°
L: -5°
Тросна
Суббота, 07 Декабрь
Прогноз на неделю
Вс Пн Вт Ср Чт Пт
           
-4° -7° -9° -10° -3° -3°
-8° -12° -15° -11° -6° -9°

2020-10-06 15:12:19

Наш земляк Николай Гусаров

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года майор Гусаров Николай Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медалями "Золотая Звезда".

Николай Гусаров родился 4 декабря 1917 года в деревне Новосёлки Колпнянского района Орловской области в семье крестьянина. Окончил среднюю школу и два курса Орловского семеноводческого техникума, получив специальность селекционера. В 1936 году он был призван в ряды Красной армии, в 1939 году завершил обучение в Качинской военной авиационной школе летчиков. В том же году принял участие в походе советских войск в Западную Украину.

С июня 1941 года старший лейтенант Гусаров на фронтах Великой Отечественной войны в составе 12-го истребительного авиационного полка. 22 июня им был сбит первый самолет противника. Тогда он летал на истребителе И-153.

Боевая зрелость пришла к Николаю позже: летом 1942 года, в тяжелейших боях под Харьковом. Летая уже на самолете ЛаГГ-3, он одержал несколько блестящих побед.

Воздушный ас вновь отличился во время боев на Орловско-Курской дуге, уже 5 июля 1943 года на боевой машине Ла-5 заместитель командира 486-го истребительного авиационного полка 279-ой истребительной авиационной дивизии 6-го истребительного авиационного корпуса 16-ой воздушной армии Центрального фронта капитан Гусаров сбил два гитлеровских истребителя, причем один их них – таранным ударом.

Командиры наземных частей нередко просили авиаторов: помогите избавиться от «соглядатая». Речь шла о немецком самолете-разведчике FW-189, его ещё называли «рамой». «Рама» корректировала огонь фашистских артиллеристов, не давая покоя нашим войскам на передовой. Но запросто подобраться к этой машине не представлялось возможным, она была хорошо вооружена. И все же наши летчики нашли способ её уничтожения, подлетая на малой высоте и используя внезапность маневра.

В январе 1945 года шли тяжелые бои за освобождение Будапешта. Окруженная немецкая группировка получала снабжение по «воздушному мосту» с использованием самолетов Ju-52. Наши летчики устроили за ними охоту, чтобы ускорить разгром врага.

Последнее военное задание командования Николай Гусаров выполнял в небе над Прагой, 7 мая 1945 года летчики 486-го истребительного авиационного полка сделали более 100 боевых вылетов и провели 30 воздушных боев. При этом было сбито 10 вражеских самолетов.

Николай Михайлович прошел войну от первого дня до последнего, совершил 501 боевой вылет, сбил лично 16 и в группе 14 самолетов люфтваффе. В мирное время он продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы. В 1955 году по состоянию здоровья полковник Николай Гусаров вышел в запас. Жил в городе Железнодорожный Московской области.

В 1959 году он решил пойти работать на Кучинский керамический комбинат и 20 лет отработал обжигальщиком в цехе пеностекла. Умер 3 сентября 1979 года.

За боевые заслуги награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, а также медалями. Бюст Николая Гусарова установлен на аллее героев в поселке Колпна.

Подготовил Сергей Липатов по материалам из открытых интернет-источников




Версия для слабовидящих